31 /05/2016 06:40 295 Автор:

В федеральном центре надо чувствовать каждый регион

Темой обсуждения стали экономические, бюджетно-финансовые и налоговые основы федерализма в России.

 

Как отметила во вступительном слове Валентина Матвиенко, использующиеся сегодня на федеральном уровне подходы к бюджетно-финансовому взаимодействию с регионами, во многом нуждаются в обновлении.

– Долгое время у нас декларировалась политика «выравнивания» регионов, которая заключалась в перераспределении бюджетных средств. В рамках её реализации принимались различные государственные целевые программы, механизмы стимулирования отдельных  территорий. Однако многие из этих инструментов оказались неэффективными, – отметила Валентина Матвиенко. – Отказываться от принципа выравнивания совсем нельзя, но основной акцент необходимо делать на выработку системы стимулирования регионов к самостоятельному развитию, созданию в них точек экономического роста.

По словам Председателя Совета Федерации, большие ожидания в связи с этим возлагаются на реализацию федерального закона о стратегическом планировании. В соответствии с ним сегодня ведётся работа над одним из базовых документов – Основами государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года. Также разрабатывается Стратегия пространственного развития, которая призвана определить эффективную территориальную структуру экономики.

Валентина Матвиенко проанализировала ряд тенденций, которые сегодня негативно влияют на «самочувствие» регионов и темпы их развития. Особую роль здесь играет баланс расходных полномочий и ресурсов для их осуществления.

Так, за последнее десятилетие число полномочий, делегированных с федерального уровня в регионы, возросло в 11 раз, притом, что не всегда вместе с новыми расходами субъекты получали достаточно средств для их выполнения. Во многом это повлияло на рост числа регионов с бюджетным дефицитом с 57 в 2011 году до 76 в 2015-м. 

По мнению Валентины Матвиенко, необходимо пересмотреть сегодняшнюю систему межбюджетных, экономических, налоговых отношений Центра и регионов и вывести её на новый уровень. Не в последнюю очередь – за счёт изменения подходов и перестраивания режима диалога между субъектами РФ и федеральными ведомствами.

– Различия в развитии регионов растут, ситуация ухудшается. Нужен дифференцированный подход, – сказала она. – Надо каждый регион чувствовать в федеральном центре.

О том, в чём регионы должны быть услышаны в первую очередь, с трибуны заседания рассказали их руководители. Слово для выступления было предоставлено главам Татарстана, Башкортостана, Тамбовской области, Ставропольского края.

– За период 2010-2016 годов ежегодные доходы краевого бюджета были увеличены почти на 19 миллиардов рублей. В то же время расходы выросли на 28 миллиардов рублей, что привело к росту бюджетного дефицита, госдолга края, – отметил в своём выступлении Владимир Владимиров.

По его словам, на появление такого дисбаланса повлияло, в том числе, закрепление за регионом около 30 новых расходных полномочий.

Сказалось и увеличение обязательств по содержанию сети социальных учреждений. Интенсивное развитие сети детских садов и многофункциональных центров в крае в последние 3 года повлекло дополнительные расходы из краевого бюджета в 2 миллиарда рублей ежегодно.

Финансовое положение края усугубляется федеральными нормами, которые позволяют крупным налогоплательщикам в течение трёх лет возвращать переплату по налогу на прибыль за счёт регионального бюджета. Только в 2015 году в рамках предоставления этой льготы бюджет Ставрополья потерял 3,8 миллиарда рублей.

Губернатор предложил ряд мер по развитию экономической базы края и защите его финансовых интересов. Одна из инициатив касается стимулирования развития отраслей, приоритетных для конкретной территории. Для Ставрополья такими являются переработка углеводородов и переработка шерсти.

Также, по мнению главы края, необходимо ужесточить законодательство по отношению к недобросовестным землепользователям – вплоть до изъятия участков – с целью вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот и повышения их экономической и налоговой эффективности.

Ещё одна инициатива касается отмены федеральных льгот по налогам, которые зачисляются в региональные и муниципальные бюджеты.

Эти и ряд других предложений будут проанализированы в Совете Федерации и использованы в дальнейшей работе по совершенствованию принципов взаимодействия федерального центра и регионов.

 

 

Источник